Методика Монтессори. Научи меня делать это самому!

методика МонтессориПомните строки из детского стихотворения: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать…». Действительно, детская самостоятельность еще никому не вредила! Ведь это здорово, когда ребенок сам зашнуровывает ботинки, лепит пельмени, пришивает пуговицы. Он чувствует себя важным, взрослым, умным. Кроха доволен собой.

Довольны и его родители. Раньше время тратилось на то, чтобы умыть малыша, одеть на прогулку, а теперь можно прочитать книжку, поиграть в конструктор Lego. Время экономится благодаря тому, что малыш умеет многое делать сам.

«Научи меня делать это самому!» – вот девиз Марии Монтессори, итальянского педагога. Чем отличается методика Монтессори? Какие принципы лежат в ее основе?

Описание системы Монтессори

Система Монтессори основывается на идеях свободного воспитания. На ребенка не следует давить, навязывать ему занятия, точку зрения взрослого. Развитие каждого малыша должно идти по индивидуальной траектории. Не всегда нужно помогать, лучше – не мешать. Тогда ребенок сам, в свое время, заинтересуется буквами, цифрами, физическими законами. Главное – сенсорное воспитание, или развитие мелкой моторики и всех органов чувств. Мария Монтессори считала, что тренировать органы чувств можно убирать отвлекающие факторы, например, при шнуровке завязывать глаза.

Мария Монтессори разработала специальный дидактический материал. Это предметы, строго определенной формы, цвета, размера: кубики, вкладыши, цилиндры. Рамки-вкладыши, рамки для шнуровки и прочие дидактические материалы. Да-да, всем известные развивающие рамки-вкладыши придумала Мария Монтессори почти век назад.

Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаружить ошибки. Согласитесь, что пытаясь вставить черепаху в рамку для медведя, ребенок поймет свою ошибку и найдет способы для ее устранения.

Что развивает система Монтессори:
- сосредоточенность;
- наблюдательность;
- внимание;
- терпение;
- усидчивость;
- волевые качества;
- мелкую моторику;
- воспитывает дисциплинированность.

Главенствующая форма обучения – самостоятельные занятия детей по индивидуальной программе с личностно-ориентированным подходом. Урок должен быть простым, понятным, объективным, без лишних слов. Только самое главное, важное.

Слабые стороны системы Монтессори:
- недооценка игры;
- недостаточное развитие речи;
- акцент на моторном и сенсорном развитии. Что приводит к ущербу в личностном, эмоциональном и интеллектуальном плане.

Но, учитывая слабые стороны, занятия Монтессори можно дополнять специальными упражнениями на развитие речи и так далее.

Занятие по системе Монтессори. Переливание воды.

Материал:  прозрачная лейка с отметкой уровня воды, поднос, тряпка, колба с большим отверстием.
Цель: развитие координации движений, помощь в ориентировании.
Возраст: 2-3 года. 
Как работать с материалом. Необходимо заполнить лейку подкрашенной водой. Затем нужно эту воду перелить в стоящую на расстоянии нескольких сантиметров колбу. Затем нужно взять уже колбу и перелить воду обратно. Делайте это с увлечением.
После, предложите ребенку повторить все увиденное.


Герасимович Тамара

Добавить комментарий

Страницы
Поиск по сайту
Игрушки
Планета знаний 2 класс
Планета знаний 3 класс
Планета знаний 4 класс