Сюжетно-ролевая игра – что это?

дети играют— Сынок, чем занимались сегодня в детском саду?
— Играли.
— А вчера?
— Тоже играли.
— А завтра чем будете заниматься?
— Играть.
Думаете, досуг ребенка однообразен? Вовсе нет. В жизни дошкольников очень важное место занимает игра. Она может быть разнообразная: режиссерская, ролевая и сюжетно-ролевая.

Как правило, детские сюжетно-ролевые игры составляют примерно 75-85% от всех игр дошкольника. Само название уже говорит нам о двух составляющих игры: есть сюжет и распределены роли.

Например, дети играют в школу. Сюжетом является проведение урока. Роли учительницы, директора, вахтера, учеников распределяются между детьми. Каждый выполняет свою роль. Учительница пытается успокоить расшалившихся учеников, директор грозит наказанием, вахтер ворчит на шум и грохот.

Какие возможности таят в себе игры сюжетные в детском саду?

1. Умение играть по правилам. Если основа сюжета – больница, то врач никак не может бросить больных и идти по своим делам или на обед.

2. Развитие коммуникативного взаимодействия. Необходимо уметь распределять роли, чтобы никто не был обиженным, договариваться о сюжете и правилах, выбирать предметы для игры.

3. Обогащение знаний об окружающем мире. Каждый ребенок привносит свое видение ситуации, все это складывается в единую мозаику игры.

4. Подражание взрослым и осознание моментов «взрослой» жизни. Когда по сюжету игры мама с дочкой приходят в магазин и «дочка» начинает клянчить игрушку, «мама» ведет себя так же, как ее мама: убеждает, уговаривает, отвлекает или сразу же наказывает.

В детских садах воспитатель составляет конспект сюжетно-ролевой игры. Это целое развивающее занятие. Ставятся цели, задачи, подбирается реквизит, рисунки, картинки, тексты. Главное отличие такой игры в том, что главным в ней является воспитатель. Он направляет детей, предлагает занятия, координирует их деятельность, в общем, находится на несколько шагов впереди. Как правило, сюжетные игры готовят детей к взрослой жизни, раскрывают некоторые особенности. Школа, больница, магазин, лагерь, дорожные знаки, профессии, прогулка в лес – вот некоторые варианты сюжетно-ролевых игр. Обязательно подведение итога в конце игры. Что запомнили, что понравилось, как в следующий раз играть.

Если сюжетно-ролевая игра получается спонтанно, без участия взрослых, то можно со стороны понаблюдать за детьми. Вот Наташа, явный лидер. Всех собрала. Распределила роли, себе взяла самую главную (и дети не против) и контролирует ход игры, следя за соблюдением правил. А Андрюшка немного агрессивен, спорит, огрызается, специально мешает играть. Оля застенчиво, тихо стоит в стороне и наблюдает за игрой.

Выявляя особенности детей, можно помочь им. Ненавязчиво подсказать, кто с какой ролью лучше справится. И вот уже Андрей присмирел в должности главного садовода, а Оля старательно поливает цветочки.


Герасимович Тамара

Добавить комментарий

Страницы
Поиск по сайту
Игрушки
Планета знаний 2 класс
Планета знаний 3 класс
Планета знаний 4 класс