Воспитательный смысл советских мультфильмов

Это была эра просвещения. Анимационные фильмы эпохи ручной прорисовки и пластилиновой скульптуры были насыщенными, с глубоким смыслом, поучительные. И сегодня многие из них могут стать самым настоящим учебным пособием при воспитании детей.

Трудно переоценить роль мультфильмов в развитии ребенка 3-6 лет. Даже в более позднем возрасте, посредством иносказаний – художественных миниатюр в мультфильме, можно было внушать детям доброе и мудрое. Дети советских родителей часто получали настоящие уроки жизни, просмотрев цикл какого-нибудь мультсериала, где сюжет предполагал определенную последовательность событий, непременно с положительным концом. Но в чем здесь крылся именно воспитательный смысл? Были ли направленными на обучение детей сценарии мультфильмов СССР? Поразительно, но это практически истина. Для начала нужно осознать, что собой представляли различные ведомства, которые курировало Министерство культуры.

Начиная с марта 1953 года (по странному стечению обстоятельств – после смерти И. В. Сталина), Министерство культуры было обязано строго следить за всеми профильными организациями и их продукцией (творчеством). Начиная с фабрики игрушек и до киностудий всесоюзного масштаба. Без визы Минкульта СССР не мог увидеть свет ни один художественный фильм, не мог ставиться ни один спектакль (со временем эта система ослабла, театры стали экспериментировать), а все, что касалось творчества для детей, перепроверялось в несколько этапов.

Многие мультфильмы периода 60-80-х так и не увидели свет, и навсегда исчезли в архивах Госфильмофонда. Да, это был самый настоящий диктат в культурной сфере, но для неокрепшей детской психики (внимание!) за весь период существования Министерства культуры СССР (1953-1991) не было допущено к показу ни одного мультипликационного фильма со спорным или условно допустимым содержанием. Воспитание подрастающего поколения начиналось сызмальства, и в сфере массовых коммуникаций этому придавалось особое значение.

Были ли направленно «антизападными» советские мультфильмы? С большой долей вероятности это подразумевалось, но напрямую бесцельная ненависть или категоричность, агрессия, прочие не детские эмоции не поощрялись. Считалось правильным преподносить воспитательную или образовательную сцену в мультфильме и реалистично, и обыгрывая ситуацию в лицах вымышленных героев, чье поведение было похожим на поведение детей. Если провести сравнительный психологический анализ советских мультфильмов, то можно проследить и развитие страны, в целом, и сохранение традиций воспитания подрастающего поколения. Но что в этом увидят сегодняшние молодые педагоги, не смотревшие и не помнящие основ, сюжетов анимационных фильмов той поры? Попробуем рассмотреть и порассуждать на тему личности персонажа в советских мультфильмах.

1953.

«Братья Лю»

Сказка о непростом жизненном пути азиатских крестьян древности. Эмоции персонажей сдержаны, значительная часть сюжета посвящена акцентуации на негативном плане порабощения, эксплуатации, самодурства влиятельных богачей. Одновременно с этим братья выглядят трогательными, сдержанными, воспитанными и бескорыстными. Подобное окружение сквозит во многих советских мультфильмах, и с поразительной точностью повторяется сюжет: частнохозяйственный строй осуждается, но не напрямую. В лицах владельцев поместий и полей всегда кривляется человек недалекий, жадный и алчный. В общем, подобный цикл мультфильмов стимулировал в детях отрицание феодального или капиталистического строя, царизма и монархии, когда один человек мог владеть определенным пространством и имуществом, а бедные люди работали на него за небольшие деньги. Искажение быта капиталистических и монархических государств было общесоветской задачей, поэтому в лице персонажей мультфильмов редко можно было увидеть порядочного землевладельца, царя, правителя.

1954.

«Золотая антилопа»

В этом советском мультфильме впервые изображены настоящие эмоции, показана глубина человеческой психологии в художественном произведении для детей. Мальчик из бедняков, скромный и порядочный, предстает одновременно и трудящимся без претензий на условия жизни, и боящимся власть имущего. Как обычно, правитель восточной страны (раджа) в советском кинематографе (мультипликации) показан глупым, алчным, злобным и беспощадным. Ради наживы раджа не гнушается ни обманом, ни мелким мошенничеством. Слуги раджи изображены алчными и продажными, и даже самый близкий человек из охраны готов продать своего господина за грош. Несмотря на смертельную опасность, мальчик не предает близкого друга, не желает получить за предательство даже много золота. Развязка наступает неожиданно: мальчику на помощь приходит доброе животное, которому он искренне желал добра.Воспитательный смысл этого фильма значительно важнее, чем многолетнее обучение ребенка распознаванию нечестных и лживых людей по манерам, мимике, внешнему виду. Очень хороший познавательный мультфильм, который учит честности и порядочности, любви к животным и преданности.

1963.

«Баранкин, будь человеком!»

В этом году на советский экран вышел мультфильм, где впервые допускалась вольность в общении педагогов и взрослых людей с детьми. Название мультфильма – это выражение, которое часто слышит главный герой мультфильма от взрослых. Независимо от того, кем хочет быть этот ленивый и нерадивый ученик, он понимает, что всюду требуется определенное обучение жизненным премудростям. Мультфильм легкий, с почти комедийным сюжетом, больше развлекательного характера. Постепенно советская культура и творчество для детей становятся менее глубокими, мультфильмы постепенно превращаются из произведений с развязкой – в обычное шоу, развлечение для детей.

1975.

«В порту»

Песни и веселье ребят в порту, где происходит нечто интересное. Плавают дельфины, идет погрузка грузов, показывается индустриальная мощь страны на примере одного порта. В это же самое время страна входит в пике промышленного застоя, разрастается дефицит – такие фильмы призваны противостоять негативному фону в обществе детей. Но краски и бедные на эмоции лица, какой-то горестный рев парохода все же немного выдает общее настроение страны. Тяжело, но всем нужно трудиться, и понимать – работать следует так, чтобы крупные предприятия работали, пели и веселились люди. Особого воспитательного смысла здесь не чувствуется, это приближение часа Х – крупных перемен в стране. Уже не особо важен образовательный смысл мультфильмов, уже не так строго относятся к качеству (это один из самых бездарно нарисованных мультфильмов).

1980.

«Каникулы в Простоквашино»

Вольности все больше. На экраны выходит очередная серия приключений школьника, вопреки воле родителей уезжающего в деревню. Поведение мальчика уже отдаленно напоминает уловки и приемы современных гопников. Он охотно участвует в обмане взрослых, хотя все еще выглядит этаким порядочным и аккуратным городским мальчиком. Герои мультфильма уже почти в открытую высказывают антисоветские и антигосударственные мысли – им не обязательно иметь и представлять документы, они не обязаны сдавать государству теленка, рожденного от «казенной коровы», причем Матроскин с азартом прожженного жулика бодро аргументирует свой отказ следовать закону. И никто его не укоряет. Это уже предвестник перелома в культуре, в творчестве для детей. Можно сказать, что эпоха умирающего Брежнева похоронила жесткую цензуру Минкульта СССР.

1988.

«Возвращение блудного попугая»

Голосом Хазанова говорит попугай, птица крайне противоречивая. Бунтарский и непоседливый нрав, жаргонные словечки из иностранных фильмов, путешествие автостопом – все это показывается детям без осуждения такого поведения. Сам попугай символизирует советского человека, которого перестройка начинает менять: он уже вообще не произносит ничего уважительного о партии или пионерах, он самостоятелен и независим, он презирает общественное мнение. Бездарность попугая, наделавшего бед в деревне, тракторист Василий, молча и в трусах переживающий беды – это уже больше мультфильм для взрослых, но картина все еще позиционируется советским творчеством для детей. Можно смело говорить о том, что с этого года особой воспитательной роли для детей в мультфильмах СССР не было…

1990.

«Солдат и чёрт»

Год, ставший последним для советской эпохи детских мультфильмов. В этот период был снят один из самых ярких анимационных фильмов конца эпохи СССР. Калека-солдат, как символ сразу нескольких кровавых страниц СССР – Афганистан, Карабах, Прибалтика, Грузия. Он потерян, ему непонятно, куда и зачем теперь возвращаться. Иносказания в виде скрипки и черта дополняются откровенными эротическими изображениями голых женщин с видимой частью гениталий – это начиналась эпоха псевдокультурной революции, которая в конечном итоге поставила сначала жирный крест на «Союзмультфильме» (как студии детских мультфильмов), а затем и разрушила всю структуру СССР.

Добавить комментарий

Страницы
Поиск по сайту
Игрушки
Планета знаний 2 класс
Планета знаний 3 класс
Планета знаний 4 класс