Окружающий мир, 3 класс, рабочая тетрадь, Ответы на задание стр. 27-31. Почва, проект

В задании потребуется уточнить, что собой являет почва, что в ней может содержаться, а также вспомнить про связь почвы с живой природой.

64. Допиши предложение.

Верхний плодородный слой Земли, на котором растут растения, называется одним словом, которое мы сейчас детально рассмотрим. Итак, принято считать, что почва – это и есть верхний слой, на котором произрастает большинство растений. Это, кстати, краткий ответ на задание. Но в слое земли, который считается почвой, существуют свои разные слои: нижний грунтовый, глинистый или песчаный (в зависимости от региона России) посередине, гумус и перегной – самые верхние слои того, что в общем понимании и является почвой. Но это вы будете проходить в старших классах.

65. Что доказывает этот опыт?

На картинке изображены горелка, подставка с металлической решеткой, емкость с почвой и стекло над ними. При нагреве обычной почвы в такой емкости происходит ускоренное испарение влаги, которая содержится в разных слоях почвы. Мельчайшие капельки воды конденсатом (водяным паром) оседают на нижней стороне стекла.

Запиши вывод: в любой почве, пригодной для жизни растений, содержится влага. Это вода, образованная природными осадками (талые воды, снег, дожди, туманы). В пористой и сильно впитывающей структуре почвы может содержаться много воды, которая питает растения.

66. Нарисуй опыт, доказывающий, что в почве есть воздух.

Для примера можно вспомнить самое обычное явление: полив грядки или деревьев, цветов и других культурных растений, когда почва слегка суховата. Вспомните тихое шипение и пузырьки воздуха, которые наблюдаются при поливе почвы – это как раз выделяется воздух, проходя сквозь водяную пленку (пробку).

В старших классах вы еще не раз вернетесь к этой теме. Вспомните этот раздел, когда будете проводить (проходить) опыт с мышью и цветочным горшком, накрытых стеклянным колпаком. Значительную часть кислорода, потребляемого мышью, выделяет грунт из горшка, а не растение.

67. Вместе с другом решите задачу.

Ученые подсчитали, что для образования почвы толщиной 5 см требуется около 2 тысяч лет. Такой слой почвы очень тонок. Для нормального развития растений требуется слой толщиной не менее 50 см. Сколько лет потребуется образования такого слоя?

Здесь рассчитать количество лет, необходимое для образования 50-сантиметрового слоя почвы, несложно: в 50 см содержится десятикратное количество лет, необходимое для слоя в 5 см. Таким образом, потребуется двадцать тысяч лет.

На деле, в условиях континентального климата, где нет обильных сезонных дождей и иссушающего зноя в теплое время года, на образование такого слоя (5 см) уходит не более 5-10 лет. Это при учете остатков трав и растений, перегноя, и относительного покоя почвы (без вспахивания).

68. На каком рисунке показано, как правильно вспахивать почву на склонах? Обведи нужную букву.

На рисунке А нарисованы поперечные борозды, направление вертикальное. На втором рисунке, Б, изображена продольная распашка, борозды идут вдоль склонов холма. Обвести следует букву Б.

Объясни свое мнение: если распахивать холмистую поверхность так, как показано на рисунке А, то в почве не будет удерживаться влага, вода будет стекать по бороздкам вниз. А продольные борозды не дадут воде (осадкам) стекать вниз, и почва будет достаточно увлажненной.
69. На одном острове в Тихом океане шторм смыл весь плодородный слой земли. Придумай, что могут сделать жители этого острова, чтобы вырастить новый урожай.

Напиши: самым простым способом восстановить почву (плодородный слой) будет сбор высушенных водорослей и смешивание их с морским песком. Морские водоросли, также как и наземные растения, образуют перегной, и могут обогащать почву. Но можно применить и другие способы.

Если смешать с песком на острове уголь и пепел сожженных деревьев, растений, водорослей, то можно получить хороший плодородный слой. При условии, что это не потребует уничтожения значительной части флоры (сообщества растений) острова.

Еще один способ – это сбор помета птиц (многие острова в океанах являются местами обитания десятков и сотен тысяч морских птиц), и смешивание его с песком, оставшимся после шторма. Но в этом случае важно помнить, что помет птиц может навредить, если его будет слишком много.

Можно закапывать или посыпать песок остатками пищи, погибшими животными и рыбой, сгнившими плодами и ягодами. Затем перекопать, чтобы размешать это все. Органика – главный элемент плодородия почвы.Слово «органика» здесь употреблено для обозначения всего, что раньше было живым (организмом), или его остатками (отходами) – деревья и водоросли, птичий помет, погибшие животные, и так далее.

70. Где начинается и заканчивается жизнь большинства растений? Подчеркни правильный ответ.

В горных породах может произрастать небольшая группа растений, мох, некоторые виды лишайника. Но все они зависят от влаги или от грунта (песка, например). Таким образом, это не нужный нам ответ. Горные породы не содержат необходимого слоя почвы.

В воде живет множество растений, как подводных (водоросли, некоторые другие виды), так и надводных (как пример – ряска, кувшинка). Но деревья на воде не растут. Значит, и этот ответ нам не подходит.

В организме дождевого червя могут расти только микробы и бактерии, это очевидно.

В почве (правильный ответ) начинается жизнь миллионов видов растений, от микроскопических и гигантских. Только почва может обеспечить необходимыми питательными веществами значительную часть растений планеты.

71. Почему на полях со временем снижается урожайность культурных растений?

Когда на поле выращивают культурное растение, то ему требуется много микроэлементов, питательных веществ из почвы.Так как почва не может быстро восстанавливать потерянные вещества, она обедняется (так говорят агрономы), и становится непригодной для следующего посева растений.

На определенное время такое поле раньше оставляли «под паром», то есть – ничего не сеяли и не сажали 2-3 года. Но и этого срока для восстановления почвы мало. Сейчас принято удобрять почву разными химическими соединениями, чтобы она была плодородной, но это не совсем правильно.Химические соединения не всегда разлагаются, и часто попадают в грунтовые воды, отравляя целые водоемы.

Что нужно сделать, чтобы избежать этого?

Самый правильный способ восстановления почв на полях – 5-летний перерыв, или удобрение исключительно природными компонентами.


72. Приведи примеры обитателей почвы.

В почве водится много видов земляных и дождевых червей, ползающие насекомые (сороконожки, мокрицы, медведка, жуки), некоторые животные (кроты, слепыши).

73. Узнай, какую пользу и какой вред приносят почве кроты.

А) польза: обычно кроты прокапывают длинные ходы в почве, и это хорошо для поступления влаги, воздуха в нее. Иногда кротовые норы помогают осушить почву после обильных ливней, кротовые норы хорошо проветривают нижние слои.

Б) вред: для многих растений, чьи корни оголяет крот, когда копает свою нору, это становится причиной гибели. Если значительная часть корня культурного растения окажется открытой, то растение высыхает и погибает.

Работа над проектом

Проект от нашей редакции может быть и другим, если возьмете за основу особенности зимнего сезона в вашем регионе. Но данная тема сравнительно проста, и можно провести такое несложное наблюдение почти в любом городе России.

Наша общая тема: почва Московской области в зимний период

Что мне интересно об этом узнать: мне интересно будет узнать о том, как растения переносят зимний период.

Я могу прочитать об этом в книгах: М. Пришвина, В. Бианки.

Мне могут рассказать об этом (кто)?: учитель по окружающему миру, старшие друзья, родители.

Чтобы больше узнать, я могу пойти: в сквер, в ботанический сад, на улицу.

Еще я могу об этом узнать (где)?: в библиотеке, в сети Интернет, из научно-познавательных телепрограмм на ТВ.

Главное – теперь я знаю, что: даже зимой некоторые растения продолжают расти, несмотря на холод, снег и морозы в Москве и Московской области.

Проект

Что я буду делать: информационный лист (плакат).

Порядок моих действий (план): найти информацию о почве и растительности Московской области, составить схему будущего проекта, подготовить все и собрать (склеить, описать) на листе бумаги.

Вместе со мной этот проект будут делать: старший брат, родители (любой старший родственник, кто вам может помочь).

Будут нужны такие материалы: бумага формата А4, картинки (изображения), трафарет для текста.

Будут нужны такие инструменты: ножницы, клеевой карандаш, фломастеры (маркеры), линейка.

proyekt-3-klass-pochva

Комментарии
  1. Елена:

    Здравствуйте! Планета знаний. Окружающий мир 3 класс проект на тему «Освоение воздушного пространства человеком.» Московская область

  2. Solovushka:

    Уточните учебник, рабочую тетрадь, автора и страницы.

  3. Елена:

    Учебник Ивченковой, Потапова окружающий мир 3 класс стр 74-75. Планета знаний в редакции 2015 года

  4. Solovushka:

    Хорошо, будем готовить. Ожидайте.

  5. Solovushka:

    Еще про почву будет интересен факт такой: многие ученые-агрономы убеждают, что столетиями поля распахивались неправильно. Вкратце это можно описать следующим образом. Когда полевая техника вспахивает борозды, то особый металлический нож режет грунт и переворачивает его набок. Вот это, по мнению агрономов, и является ошибкой. Они предлагают внедрить повсюду так называемый безотвальный способ распашки. Это тоже прорезание почвы, но при этом линия борозды ровная, земля не переворачивается, в ней просто делается продольное углубление. Это помогает сохранить гумус, главный компонент плодородного слоя, который при переворачивании отвала грунта выветривается и разлагается.

  6. Григорий Варданян, Иркутск:
    Воду считают горной породой потому, что она может находиться и в земле (грунтовые и термальные воды), и соответственно, на поверхности земли. Но чаще это связано с тем, что вода формируется в горах. Это тающие ледники, масса росы, горные источники воды, которые потом превращаются в реки.

    Примеры использования полезных ископаемых:

    • Из нефти делают резину и пластик, полиэтилен и компоненты для кровельных материалов, смазочные материалы для техники и спред, который в супермаркетах называется «сливочным» или «пальмовым» маслом;
    • Из железной руды производится все, что содержит в своем составе металл (это относится к ферросплавам);
    • Из застывших осадочных пород мергеля и доломита делают цементы и другие смеси;
    • Из полезных ископаемых меди и никеля делаются современные деньги, монеты;
Добавить комментарий

Страницы
Поиск по сайту
Игрушки
Планета знаний 2 класс
Планета знаний 3 класс
Планета знаний 4 класс